Nike Air Max Zero
Дизайн кроссовок Nike Air Max Zero был создан на основе скетча 1985 года, найденного в архивах компании. В то время для воплощения идей кроссовка не существовало достаточно инновационных материалов и технологий, поэтому смелый концепт так и остался на бумаге.
Дизайнер Nike Тинкер Хетфилд в свое время присоединился к компании в качестве архитектора — именно архитектура во многом послужила вдохновением для создания и последующего развития линейки Air Max. Особую роль сыграл Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, где все внутренние коммуникации здания размещены снаружи, покрашены в яркие цвета и демонстрируют свою функциональность.
Впервые эту идею дизайнер реализовал на бумаге в концепте Air Max Zero: минималистичная подошва, мягкий бесшовный нос, вынесенная наружу фиксация пятки. Эти кроссовки не стали самыми первыми Air Max, но без этого эскиза не существовало бы первой модели.
Nike Air Max 1987 (1)
Nike Air Max 1 — это первые в мире кроссовки для бега с видимым воздухом в подошве, которые наглядно показали, как работает технология амортизации Air, представленная Nike в 1978 году. Несмотря на то что технология Air была официально представлена в 1978 году, до 1987 года и релиза Nike Air Max 1 она не производила особого впечатления ни на атлетов, ни на других людей. Но компания верила в технологию и старалась её развивать.
Марк Паркер (Mark Parker), дизайнер, CEO и президент Nike
«Мы интересовались у людей, что же они думают о технологии Air, и получали совершенно разные отзывы. Многие и не знали, что сказать, так как они не могли увидеть, как технология работает. Воздушная капсула была интегрирована в кроссовок, но была абсолютно закрыта для глаз. Прорыв случился именно тогда, когда были выпущены Nike Air Max с видимым воздухом».
В середине 80-х Тинкер Хэтфилд, уже работая в компании, переключился с архитектурных задач на дизайн. «Когда я работал над дизайнами кроссовок, я всегда думал о том, что воздушная подушка — это полная мистика для всех, кроме нас, создателей. Людям, может, и нравилась наша обувь, но они никак не ассоциировали её с производительностью», — вспоминал дизайнер.
В 1985 году, во время деловой поездки в Париж, Хэтфилд, архитектор по образованию, впервые открывает для себя здание Национального Центра культуры и искусства имени Жоржа Помпиду. Видимые коммуникации — окна, тоннели, лестницы, лифты и эскалаторы — вдохновили дизайнера на создание первой модели Air Max.
Капсулу с воздухом стало видно благодаря специальному «окну», расположенному в подошве кроссовка в области пятки. Когда кроссовки Nike Air Max увидели свет, они произвели фурор. В период с июня 1987-го по май 1988-го было продано более миллиона пар. Кроссовки моментально стали классикой спортивного и промышленного дизайна, а также определили развитие технологии видимого воздуха на последующие 28 лет и изменили беговую индустрию.
Технология подробно объяснялась в масштабной рекламной кампании. В телевизионном рекламном ролике Nike Air Max звучала песня The Beatles «Revolution». Прошло 28 лет — это до сих пор единственный случай, когда трек легендарной ливерпульской группы был использован на телевидении в коммерческой рекламе.
Nike Air Max 1988 (STAB)
Дизайнер: Тинкер Хэтфилд
В 1988 году выходят кроссовки Nike Air Stab. Они не в полной мере относятся к линейке Air Max, хотя тоже используют технологию видимого воздуха. Предназначаются Air Stab для бегунов с гипер- и гипопронацией, которым важна поддержка стопы. Это первая модель с использованием Footbridge Device — cпециальной технологии, позволяющей замедлить и максимально точно проконтролировать скорость пронации, предохраняющей стопы бегуна от ударной нагрузки во время бега по асфальту. Пронация, естественное поведение стопы, нужна телу человека при беге или ходьбе для того, чтобы смягчить в шесть-восемь раз превышающую собственный вес ударную нагрузку, а также поддержать равновесие при приземлении и отталкивании.
Технология Footbridge (в виде специальной пластины с профильными деталями) располагалась между верхней частью подошвы и ее серединой. Как правило, ее невозможно было ощутить до того момента, как придет понимание идеального и выверенного шага. В кроссовках Nike Air Stab впервые технология Footbridge была реализована вместе с технологией видимого воздуха. Как результат, Air Stab стали самыми устойчивыми и легкими кроссовками на момент появления на рынке.
Nike Air Max 1989 (LIGHT)
Дизайнер: Тинкер Хэтфилд
Эта модель стала известна как Air Max II, появившись в продаже два года спустя после релиза оригинальных Air Max. «Если вы посмотрите на историю Air Max, особенно с 1987 по 1993 годы, то увидите, что одна из главных особенностей, которая отличала одну модель от другой, была в размере воздушной подушки, увеличивавшей свой объём от предыдущей к последующей модели и использовавшей меньше пены в подошве кроссовка. Пена со временем разрушается, а воздух — нет», — говорит Дэвид Форланд (David Forland), директор направления Амортизационных технологий Nike, а также один из самых первых специалистов, начавших работать над совершенствованием технологии Air еще в 1985 году.
После появления первой модели в 1987-м вектор развития платформы Air Max был задан на все последующие годы: от модели к модели инженеры и дизайнеры старались сделать кроссовки легче предшественников, а для этого нужно было больше «воздуха». В Air Max Light появилась ещё одна подушка в передней части кроссовка. Они стали легче, отсюда и слово «Light» в названии.
Дополнительно уменьшала вес и подошва из двух материалов: полиуретана в пятке и легкого филона в передней части. В 2007 году полиуретан заменили на более легкую и технологичную пену EVA и еще сильнее облегчили кроссовки. Помимо задачи уменьшить вес воздушной подушки в этой модели, дизайнеры столкнулись с проблемой — полиуретановые элементы подошвы и капсула с воздухом не очень хорошо соединялись между собой. Эта проблема была решена только через два года.
Тем не менее, сходство с Nike Air Max 1987 видно невооруженным глазом, хотя модель имеет и свои особенные детали — воздушную сетку со специальной перфорацией, сетку, позволяющую усилить циркуляцию воздуха в кроссовке, а также укрепления из термопластика в верхней части кроссовкав средней части шнуровки для того, чтобы шнуровать кроссовки максимально удобно в зависимости от ширины стопы. В отличие от предшественника, эти элементы делали кроссовок более комфортным, дышащим и лёгким, при этом сохраняя все достоинства предыдущей модели, а пластиквоые детали уже отсылали к следующей иконе Nike — Air Max 1990.
Air Max Light впоследствии выросли в отдельную беговую линейку, которая шла на одном уровне с ключевыми беговыми моделями Triax или Tailwind, существовавшую до 1998 года. Air Max Light также оказались первыми из кроссовок семьи Air Max, представленных в Европе.
Nike Air Max 1990
Дизайнер: Тинкер Хэтфилд
Спустя 3 года после выхода первой модели с видимой подушкой Air, Nike представили новую — Air Max III. В 2000 году, после юбилейного переиздания, эта модель приобрела привычное теперь название Air Max 90 по году выпуска.
Тинкер Хэтфилд (Tinker Hatfield), дизайнер Nike
«Бегуны — консервативные люди. Они не очень любят, чтобы их обувь слишком часто менялась, особенно если с ней все в порядке».
Тинкер не стал шокировать потребителя чем-то безумно новым. Вдохновением для модели послужил все тот же центр Жоржа Помпиду, но уже в контексте цвета и деталей. Архитектурное образование дизайнера проявляется в этой модели сильнее всех остальных беговых проектов: рамка вокруг подушки и детали, похожие на окна, контрастная яркая гамма, утончающаяся к носу кроссовка черная кожаная вставка, кричащая с полки, что этот кроссовок обозначает «скорость». Красная рамка на подошве оригинальной модели подчеркивает увеличенный размер подушки Air. Немаловажным внешним отличием от предыдущих моделей стало то, что высота подошвы увеличилась для создания дополнительной амортизации. В шнуровке этой модели впервые появились вставки multi-lace, позволяющие шнуровать кроссовки по-разному, в зависимости от особенностей подъема и толщины подъема стопы бегуна.
Основная задача Тинкера Хэтфилда во время работы над этой моделью — подчеркнуть подушку и сделать ее более заметной. К кроссовку добавились необычные пластиковые детали, которых, к слову, можно насчитать всего семь.
Дополнительный акцент на боковых сторонах подошвы, а также оригинальное цветовое решение в бело-черно-серой гамме вместе с инфракрасным были специально выбраны для того, чтобы придать визуальный объем толщине единственной воздушной подушки — в этой модели она стала ещё больше, благодаря чему за Air Max 90 было закреплено неофициальное имя – «Big Window».
Среди других особенностей кроссовок можно отметить узор протектора на подошве, который стал сложнее и массивнее впервые за всю историю беговой индустрии. Двухуровневая система шнуровки наследуется из Air Max Light.
Агрессивный силуэт и контрастная цветовая гамма привлекли к кроссовку массовое внимание. C появлением Air Max 90 начался массовый выход беговых кроссовок на улицу — эта модель cтановится очень популярной среди молодежных субкультур Европы, в то время как американская субкультурная молодежь в своем большинстве предпочитает баскетбольные кроссовки, в том числе и очень популярные Nike Air Force 1.
Nike Air Max 1991 (180)
Дизайнеры: Тинкер Хэтфилд, Брюс Килгор (Bruce Kilgore)
Более 12 лет компания создавала кроссовки с воздушной подушкой для достижения максимального комфорта атлетов и ажиотажа на полках спортивных магазинов. Воздушный баллон был видим, но настолько большим и заметным он стал только в 1991 году вместе с выходом беговых Air 180.
Над этой моделью работали одновременно два легендарных дизайнера Nike, каждый из которых на тот момент не просто обладал выдающейся репутацией. По сути, именно Тинкер Хэтфилд и Брюс Килгор сделали Nike звучным именем в мире спорта. В результате экспериментов над системой Nike Air появляется модель Air Max 180 — первые в мире кроссовки с обзорной воздушной капсулой в 180 градусов, которая к тому же являлась была продолжением подошвы со своим уникальным узором протектора. Кроссовки обладали ещё большей амортизацией при меньшем весе и беспрецедентным уровнем защиты от ударной нагрузки. Но самое главное — эта разработка задала направление развитию инноваций Air Max на последующие два десятилетия.
Новая воздушная подушка не была привычным баллоном, замурованным в подошву кроссовка между стелькой и подметкой — она стала полноценной частью подошвы которая соприкасалась с землей. Система Air Max была достаточно жесткой и износостойкой, чтобы стать полноценной частью подметки. Помимо технических свойств — амортизации и поддержки, новая подушка идеально подходила для того, чтобы сделать ее видимой на 180 градусов. Для этого дизайнеры использовали прозрачную «кристальную» резину. Возможно, это не звучит как прорыв в дизайне и технологии, но создание самого материала Air 180 стало огромным шагом к дальнейшим инновациям. Дизайнеры не стали перегружать силуэт лишними деталями, используя неопрен и легкую замшу в чистых, светлых, канонических цветах беговой обуви того времени. Все внимание было сфокусировано на заднике, баллон Air выделили ярким ультракрасным цветом на подошве, расфокусировали внимание светлой полосой, обрамили яркой пластиковой деталью пятку и увенчали синим лого «Swoosh». Именно такой предстала оригинальная пара Air Max 180 в расцветке ультрамарин.
Тем не менее, заметными Air Max 180 стали не столько благодаря инновации, понятной только специалистам, атлетам и любителям кроссовок, сколько благодаря огромной рекламной кампании. Сейчас уже никого не увидишь подобными масштабными проектами, в которых участвуют известные художники. Но рекламный запуск Air Max 180 считается особенным, так как в кампании спортивного бренда на телевидении и в печатных изданиях впервые засветились представители мира искусства. Разработало ее агентство Weiden + Kennedy, создавшие знаменитую рекламу «Just do it».
Помимо классических журнальных разворотов с изображением кроссовок и описанием их преимуществ, Nike пошли дальше и пригласили художников из пяти разных стран сделать свои версии постеров, посвященных новым Air Max. Самым известным автором стал Ральф Стедман (Ralph Steadman), представлявший Великобританию. Помимо него в кампании поучаствовали Такенобу Игараси (Takenobu Igarashi) (Япония), Чарльз Андерсон (Charles Anderson) (США) и другие. Но и этого было мало. В телевизионной кампании появился режиссер Дэвид Кроненберг (David Cronenberg) с инопланетной фантастический историей, экранизацией которой занимались Industrial Light & Magic, более известные как LucasArts.
Еще один интересный факт: игроки сборной США были замечены в расцветке AM 180 «конкорд» во время Летних Олимпийских Игр в Барселоне 1992 года. Особую популярность кроссовкам помогает получить и легендарный Майкл Джордан (Michael Jordan), оказавшийся среди игроков. А баскетболист Чарльз Баркли (Charles Wade Barkley), также игрок сборной, отыграл весь турнир в баскетбольной модели Air Force с технологией Air 180.
Nike Air Max 1992 (BW)
Дизайнер: Тинкер Хэтфилд
Эта модель кроссовок Air Max получает приставку BW, которую наследует от неофициального названия Nike Air Max 90. BW – означает Big Window, «большое окно» – увеличенное по сравнению с предыдущими моделями «окно», открывающее капсулу с видимым воздухом. Cама капсула действительно становится намного больше, а задняя часть кроссовка получает дополнительное укрепление в виде пластиковой детали для более комфортной фиксации стопы.
В последующие годы выйдет огромное количество цветовых решений этой модели, но изначальная палитра OG Persian Violet станет классикой.
Nike Air Max 1993
Дизайнер: Тинкер Хэтфилд
Эта модель стала одной из любимых у ее создателя — Тинкер Хэтфилд называет ее «классическим дизайном». Она стала «гимном» технологии Air с точки зрения дизайна — еще более увеличенная воздушная подушка, расширенная во всю область пятки на 270 градусов, также была сделана видимой и впервые цветной (первый использованный цвет после классического белого — голубой). Сделать подушку видимой именно на 270 градусов позволила новая технология формовки, позаимствованная у «выдуваемых» форм пластиковых бутылок.
Помимо того, что кроссовки стали обеспечивать стопе улучшенную амортизацию благодаря масштабной и увеличенной подушке, имитирующей пузыри, интересным отличием этой модели от предыдущих стал дизайн, созданный под влиянием Air Huarache, который также использовал систему «внутреннего носка» из неопрена внутри корпуса кроссовка и помог укрепить пяточную область стопы.
Nike Air Max 1994 (Squared)
Air Max 1994 стали гармоничным продолжением истории Air Max 1993 — в них используется одна и та же подошва. Верх кроссовка стал более консервативным по сравнению с предыдущим годом — исчез неопрен из Air Huarache, и силуэт начал напоминать ранние модели линейки. Особенностью модели стала четырёхкамерная воздушная подушка, которая в этот раз содержала в два раза больше воздуха, чем Air Max 1993, за что модель получила неофициальное название Air Max2, или Air Max Squared — Air Max в квадрате. В новой подушке действовали две системы различного давления воздуха. Инженеры и дизайнеры Nike отталкивались в первую очередь от своих исследований, в которых считали, что при амортизации на разные области пятки распределяется разное давление. Соответственно, две наружные капсулы в модели были представлены в более жестком, твёрдом решении для сохранения устойчивости стопы, а две внутренние капсулы были смягчены для мягкой и комфортной амортизации. Технология также была в дальнейшем адаптирована под цели других видов спорта, включая баскетбол. Разработки в Air Max2 стали еще одним шагом к отказу от применения пены в подошве, что уменьшало её объём и вес. Такой шаг был эволюционным — он вёл дизайнеров к подошве, состоящей только из воздушных капсул по всей своей длине.
В телевизионном рекламном ролике этой модели принимает участие Уильям Берроуз, известный американский писатель второй половины XX века и один из важнейших представителей бит-поколения, оказавший огромное влияние на поп-культуру.
Nike Air Max 1995
Дизайнер: Серджио Лозано (Sergio Lozano)
Кроссовки Nike Air Max 95 стали очередным революционным и очень смелым решением в индустрии спортивной обуви, нарушающим традиции абсолютно во всём.
Концепция и дизайн были разработаны Серджио Лозано, который вдохновился анатомией человеческого тела. Это первые кроссовки «органической» формы: структурированная система шнуровки и петли — это ребра, боковые детали — это мышцы, задняя часть пятки и подошва — это позвоночник, сетка — это имитация кожи.
«В первый раз, когда я работал над 95-ми, это было невероятно круто!», – вспоминает Лозано. «В то время я не работал над дизайном беговой обуви, но меня попросили взяться за этот проект, поскольку у команды было желание рискнуть и привлечь молодого и наивного дизайнера, чтобы я попытался создать что-то совершенно новое, со взглядом в будущее».
Подошва кроссовок снова была усовершенствована. Теперь видимая воздушная подушка находилась не только в области пятки, но и в носовой части стопы, что обеспечивало ещё больший комфорт и устойчивость во время бега.
Air Max 95 стали первыми кроссовками, подошва которых приобрела черный цвет, тем самым став логическим продолжением дизайна верхней части.
Nike Air Max 1996
Дизайнер: Серджио Лозано
Оставшись немного в тени Air Max 95 и Air Max 97, эта модель до сих пор прочно ассоциируется со своей эпохой. Подошва кроссовка с небольшими доработками наследует у Air Max 95 систему расположения двух подушек воздуха в передней (носовой) и задней (пяточной) частях. Дизайн верха кроссовка уникален и вдохновлен волнами океана, таящими в себе скрытую энергию и агрессию.
Модель вышла в четырёх цветовых версиях и в дальнейшем ни разу не переиздавалась. Структура дизайна Nike Air Max 1996 была взята за основу в Nike Air Max 180 ’96 (2007) и Nike Air Max 96 Evolve (2012).
Nike Air Max 1997
Дизайнер: Кристиан Трессер
Это первая модель в семействе Air Max, в которой использовалась система видимого воздуха по всей стопе без ограничений и в которой она стала обозримой со всех сторон. Air Max 97 также известны упрочненной конструкцией тканевого верха, а три динамичные линии в виде светоотражающих полосок и общий футуристический дизайн символизируют японский высокоскоростной пассажирский поезд — «синкансэн». Это единственные кроссовки Air Max, в дизайне верха которых использовалась металлическая сетка.
Первоначальная серебряно-металлическая цветовая гамма стала самой популярной расцветкой. Вероятно, из-за своего футуристического дизайна на пике развития рейв-культуры эта модель получила особое внимание со стороны фанатов электронной музыки, преимущественно в европейских странах. Также большой популярностью пользовалась у голландских футбольных фанатов и габберов, любителей диджитал хардкора.
В Японии модель получает признание в мире уличной и высокой моды, так как страна в этот период переживает очередную поп-культурную революцию.
Nike Air Max 1998
В Nike Air Max 1998 впервые использовалась инновационная технология Tuned Air, которая равномерно и индивидуально поддерживала с помощью самостоятельных воздушных подушек конкретные области стопы в разных местах.
В совокупности с каркасом из резиновых полусфер, cегменты низкого давления приспособлены к специфике размещения в области пятки, обеспечивая амортизацию, одинаково эффективную для разных спортстменов и различных видов спорта. Полусферы Tuned Air, произведенные из упругого и очень гибкого материала, реагируют на сжатие, мгновенно распрямляясь, что обеспечивает мягкий бег и ровное распределение нагрузки.
Другой особенностью этой модели можно назвать дополнительные петли для шнурков, которые обеспечивали уверенность и больший комфорт cтопе. Air Max 1998 вышли в 1998 году в двух разных дизайнах. Дизайн этой модели вышел весной 1998 года.
Nike Air Max Plus (1998)
Nike Air Max Plus были изданы в нескольких ярких цветовых решениях осенью 1998 года, их дизайн был эксклюзивно разработан для сети магазинов кроссовок Foot Locker. Модель вышла ограниченным тиражом и приобрела большую популярность в Великобритании и во Франции.
Вдохновение пришло от моря и пальм
Дизайнер Шон Макдауэл, который спроектировал эту модель, отдыхал на океане и в один из вечеров он делал на пляже зарисовки. Его так сильно впечатлил закат и его оттенки, а также пальмы с их красивыми листьями, что он быстро зарисовал какой-то хаотичный образ, который потом и лег в основу будущих Nike Air Max Plus. Боковые пластиковые вставки — отсылка к пальмам, а глубокие фиолетовые оттенки к цвету океана и неба во время заката.
Природа — основной источник вдохновения
Если вы посмотрите на Air Max Plus, а точнее на их промежуточную подошву, и включите немного фантазию, то сможете увидеть хвост кита. Да, именно им и вдохновлялся дизайнер при создании этого важного элемента подошвы.
Ошибка стала фирменной частью
На боковине кроссовка многие сразу же обращают внимание на немного несвойственный для кроссовок Nike свуш. Так случилось, что Шон Макдауэл, когда только пришел на работу, не получил всех исходных данных и брендбук, поэтому рисовал по памяти и немного ошибся с контурами и пропорциями. Но его ошибка так понравилась команде Nike, что ее было решено сохранить в таком необычном виде.
Были и проблемы
Когда Шон пришел со своим эскизом в отдел производства, ему заявили, что они не смогут сделать такой плавный переход цвета, как был придуман у него. На это он возразил, что в детстве у него были шиповки с таким градиентным рисунком, поэтому надо покопаться в архивах и попробовать воплотить тот же самый прием. Эти шиповки нашлись. У производственников все получилось с первого раза. Шон оказался прав.
Еще одна проблема и еще одно грамотное решение
Новая проблема не заставила себя долго ждать. По задумке Шона кроссовки должны были состоять из каркаса припаянного к ткани, но до этого Nike проделывал подобное лишь с небольшими логотипами. Между тем до встречи с Footlocker было всего две недели. Шону пришлось лететь на производство в Китай, чтобы решать эту проблему на месте. Там ему сказали, что запечатать каркас и ткань одним куском у них не выйдет — все просто сгорит. Шон нашел компромисс и порезал каркас на три части, что и решило эту проблему. Он успел уложиться в сроки и создал окончательный визуальный силуэт модели Nike Air Max Plus.
Nike Alpha Project: Nike Air Max 1999, Nike Air Max 2000, Nike Air Max 2001
(1999-2001)
Nike Alpha Project — это линейка, созданная в 1999 году и состоящая из самых прорывных и инновационных разработок компании. Отличительной визуальной маркировкой продукта Nike Alpha Project было изображение в виде пяти точек, а определение Alpha обозначило топовые инновации в спортивном мире. Всего около 10% ассортимента компании в то время (1999-2001) относилось к этой линейке. Со временем работа над проектом была остановлена, но от Alpha Project осталось солидное наследие в виде культовых беговых моделей: Air Presto, Air Kukini, Air Seismic, Air Chapuka и, конечно же, модели Air Max тех лет.
Будучи в то время арт-директором Nike, Кен Блэк (Ken Black) придумал логотип Alpha Project, сидя за рулем своего автомобиля. Он ехал с деловой встречи по вопросам визуальной коммуникации беговой линейки. В это время перед ним ехал грузовик, и на одном из поворотов фары осветили светоотражающие катафоты на багажнике автомобиля. Блэк подумал, что брендинг мог бы быть скорее элементом дизайна, чем отдельно стоящим на продукте логотипом. Эта идея нашла отклик и так появились пять точек на разных беговых и не только моделях Nike начала нулевых.
Nike Air Max 2002 (Tubular)
Nike Air Max 2002 вошли в историю компании благодаря своему футуристичному и инновационному дизайну, а также экспериментальному решению подошвы, которая состояла из резиновых цилиндрических капсул с воздухом. Модель 2002 года, как и предыдущие релизы в рамках Alpha Project, выглядела больше как некий концепт будущего, нежели как профессиональная обувь для занятий спортом.
В качестве основной инновации в подошве, как и в модели 2001 года, использовалась экспериментальная технология Tubular Air, которая с помощью самостоятельных воздушных подушек равномерно и индивидуально поддерживала конкретные области стопы.
Тем не менее, уже классически, прозрачная воздушная подушка располагалась по периметру подошвы, но имела новую различную форму в разных её частях и была больше скрыта, в отличие от предыдущих моделей. Промежуточная часть подошвы была выполнена из полиуретана и филона, а цилиндрические капсулы создавали эффект гибкого, плавного и мягкого движения во время ходьбы и бега.
Nike Air Max 2003
Дизайнер: Серджио Лозано (Sergio Lozano)
Минималистичный верх в сочетании с максимальной амортизацией в подошве — основные характеристики модели Air Max 2003 года. Вдохновением служили высокотехнологичные легкие трековые шиповки, которые дизайнер попытался поставить на платформу Air Max. В этой модели используется та же самая воздушная подушка, что и в Air Max 1997. Но новые технологии формования и сборки позволили опустить стопу ближе к земле для дополнительной гибкости.
Впервые за всю историю Air Max в общем декорировании кроссовка отсутствуют кожаные детали, которые заменены японским высокотехнологичным материалом Teijin, применяемым в интерьерах японских автомобилей, и для изготовления автоаксессуаров, а также при производстве элитных шиповок и футбольных бутс. Материал выглядит очень минималистично, но при этом премиально, пропускает воздух и не пропускает воду. Идея использования этого материала пришла из дизайна футбольных бутс Mercurial Vapor.
Кроссовок Air Max 2003 вошел в историю как очередной прорыв на пути к снижению массы беговых кроссовок. Он весил 426 грамм. При этом подушка от 97-х и вафельный рельеф подошвы обеспечили ему отличное сцепление и амортизацию.
Nike Air Max 2003 — первые беговые кроссовки, которые можно было оформить самоcтоятельно в студии персональной кастомизации: Nike ID с помощью специального приложения.
Nike Air Max 2004
Модель 2004 года заимствует форму от предшественника, существенно облегчает её, но материалы кардинально отличаются. В верхней и основной части кроссовка использована перфорированная сетка, максимально пропускающая воздух. Носовая и задние части защищены дополнительными пластиковыми вставками, а на пятке размещены цифры 2004 по году выпуска модели, впервые в истории Air Max. Одно из главных достижений, реализованных в этой модели — воздушная подушка уже практически видна на 360 градусов.
Nike Air Max SOLAS (2005)
Это первые кроссовки в линейке Air Max, которые были произведены практически без швов, благодаря «склейке» деталей, что обеспечило частичное уменьшение веса кроссовка при неизменной функциональности амармортизацонных качеств подошвы. При этом перфорированная сетка обеспечивала стопы необходимой вентиляцией.
Nike Air Max 2006 (360)
Дизайнер: Мартин Лотти (Martin Lotti)
Основной идеей Air Max 360 было полное удаление пены из подошвы кроссовка, ведь, как известно, пена со временем сминается и выходит из строя, а Air никогда не теряет амортизационных качеств. Air Max 360 стали единственными кроссовками Air Max, воздух в подошве которых был зафиксирован в термоформированной конструкции — своеобразной клетке, что до этого было частично возможно только в системе Zoom Air. Так цель предыдущих 20 лет — максимизация объема воздуха — была впервые достигнута в модели 2006 года.
Разработать дизайн кроссовок предложили молодому и амбициозному дизайнеру Мартину Лотти. Во время работы над Air Max 360 он хотел создать модель, дизайн которой объединит в себе все ключевые модели предыдущих лет, всю суть линейки. Отсюда в оригинальных кроссовках появилась ярко-красная контрастная полоса, пришедшая из самой первой модели линейки, градиентный переход из модели 1995 года и минимализм, присущий модели 2003-го.
Если приглядеться к заднику кроссовка, то на выдающемся элементе, своего рода спойлере, можно заметить монограмму в виде буквы O из 16 точек и двух линий в центре, образующих римскую цифру II. Это не случайность: так Мартин посвятил эту модель своему недавно родившемуся сыну Оуэну, который появился на свет 16 февраля.
Nike Air Max 2007 и Nike Air Max 2008
Подушка с видимым воздухом в 360 градусов продолжает свою эволюцию. На базе Nike Air Max 360 выходят модели с разными технологическими и декоративными свойствами — продолжением пути экспериментов к следующим инновациям.
Nike Air Max+ 2009
Дизайнер: Кабби Голден
На момент своего появления Nike Air Max+ стали самым самыми легкими беговыми кроссовками на рынке. Этому способствовали несколько элементов: высокотехнологичная подошва с видимой подушкой в 360 градусов, частичная «склейка» верхних частей кроссовка и минимальное использование швов, двухслойная сетка для вентиляции, отсутствие тяжелых декоративных элементов, а также инновация Flywire, дебютировавшая на Олимпийских Играх в Пекине в 2008 году.
Flywire — это сверхпрочные синтетические нити из вектрана. По толщине они меньше, чем человеческий волос, и поддерживают стратегически важные места кроссовка, а также скрепляют их между собой, позволяя материалам оставаться максимально легкими. Нити вектрана сделаны из жидкокристаллического полиэфира и обладают уникальными свойствами: они очень тонкие, но при этом прочнее, чем сталь.
Nike Air Max+ 2 (2010)
Дизайнер: Джефф Хендерсон
Эти кроссовки включают в себя все самые последние гибридные технологические разработки и достоинства предшественника, а также стоят у истоков новых разработок и инноваций. Карбоновая подошва-подметка обеспечивает необходимое сцепление кроссовок с поверхностью и способствует правильной амортизации, а также естественным ощущениям во время бега. Технология Flywire обеспечивает высокую прочность, а упрощенный сетчатый верх — циркуляцию воздуха. При этом бесшовная склейка деталей подводит дизайнеров к внедрению инновации Hyperfuse.
Nike Air Max + 2011
Дизайнер: Роб Уильямс
Главной инновацией в этой модели стал беговой дебют технологии Hyperfuse. Обычно кроссовок cобирался из разных частей, которые затем сшивались вместе. С появлением Hyperfuse дизайнер мог подходить к проекту более целостно и не отвлекаться на производственные ограничения. Верх Nike Air Max 2011 был создан с помощью сплавления наложенных на слой материала тонких перекрещивающихся полосок всего 4 мм шириной, которые обеспечили воздухопроницаемость и одновременно поддержку стопы.
В кроссовках уже стоит система Nike+ в коллаборации с Apple, которая позволяет рассчитывать программу тренировок по бегу, планировать маршруты, синхронизировать данные с картами в интернете. Технология Air, как и в предыдущих моделях, расположена по всей длине подошвы.
Nike Air Max + 2012
Дизайнер: Роб Уильямс
Применение технологии Hyperfuse также обозначило появление новой формы дизайна, в которой слои материала не скрываются один под другим. Современная минималистичная эстетика технологии воплощена в ярких цветовых решениях на базе Nike Air Max 2012, благодаря чему кроссовки выглядят очень футуристично. Она появилась еще в 2010 году, но в модели 2012-го была применена по-новому. Если в модели 2011 года при сплавлении в единую ткань верха кроссовка части материала образовывали регулярный разветвляющийся рисунок-паттерн, то в модели 2012 года дизайнеры отошли от этого, чтобы сделать рисунок более «органическим» — они сложили слои материала таким образом, чтобы создать легкую структуру, которая поддерживала бы стопу подобно мускулатуре. В результате это дало возможность создавать прозрачные слои материала разных цветов, которые смотрелись совсем по-другому, но при этом не теряли своей функциональности.
Nike Air Max + 2013
Дизайнер: Тамиму Шилон
Nike Air Max + 2013 c обновленной воздушной амортизационной подушкой по всей длине подошвы cтали в очередной раз еще легче, гибче и комфортнее, чем прежде.
Команда разработчиков Nike Air Max в этот раз сконцентрировалась на воплощении «естественного движения» во время бега. Дизайнеры реконструировали саму подушку Air Max: ее стенки стали тоньше, что позволило воздуху перемещаться свободнее; более гибкие внутренние столбики перегородок начали гнуться вместе со стопой во время бега.
Текстурная подкладка плотно облегает ногу, а рельефный язычок поддерживает щиколотку для ощущения плотной посадки. Технология Flywire обеспечивает поддержку стопы вне зависимости от того, бежит ли человек по улице или на беговой дорожке.
Nike Air Max Flyknit (2014)
Дизайнер: Анджела Мартин
Nike Air Max Flyknit cовместили в себе два новшества — градиентную прозрачную подошву, обеспечивающую максимальную амортизацию, и бесшовный верх кроссовка, который благодаря технологии Flyknit комфортно облегает стопу, позволяя ей двигаться свободно.
В 2012 году компания Nike впервые представила беговые кроссовки, созданные по технологии Flyknit, где специальное сочетание плетения нитей и материалов делают верх обуви очень легким, плотно прилегающим к ноге и бесшовным. В течение четырех лет дизайнеры Nike вместе с инженерами и программистами искали технологию, которая позволила бы превратить неэластичную структуру нити в гибкий материал. В результате они правильно распределили зоны расположения нитей разной структуры, получив необходимое сочетание поддержки, гибкости и воздухопроницаемости в одном кроссовке.
Nike Air Max 2015
Цветовое решение кроссовок обусловлено технологическими особенностями: градиентный переход в подошве обозначает более мягкую пену и дополнительную амортизацию в передней части стопы. Перевернутый Swoosh позволяет вынести нити поддержки Dynamic Flywire на внешнюю часть кроссовка.
Это первые кроссовки из линейки Air Max, в которых полностью применена специальная технология изготовления верха Engineered Mesh («технологичная сетка»), впервые появившаяся в 2013 году. Она позволяет добиться достаточно плотного плетения для поддержки, но при этом достаточно разряженного для вентиляции ног бегунов.
Обновленная подошва Max Air имеет трубчатую конструкцию и дополняется глубокими прорезями для максимальной гибкости. Air Max 2015 — самые гибкие кроссовки линейки. Ультрамягкий материал Cushlon создает первичную амортизацию. Вафельная подошва обеспечивает надежное сцепление и относит дизайн к самой первой инновации, придуманной Биллом Бауэрманом, с которой началась история Nike.
Внутри кроссовок Air Max 2015 находится мягкий материал для защиты от натирания, а снаружи на задник кроссовка вынесен специальный пластиковый элемент для лучшей фиксации пятки. Air Max 2015 легче своих предшественников на 50 грамм — кроссовки весят всего 354 грамма в размере US10.
Nike Air Max 270
Кроссовки Air Max 270 от Nike впервые выпущены в начале 2018 года в честь Air max day — ежегодного праздника, посвящённого линейке «Эир Макс». Главной особенностью стал дизайн, вдохновлённый двумя силуэтами прошлого — Air Max 93 и Air Max 180, а также дополненный инновационной воздушной подушкой. Расскажем подробнее.
Cилуэт Air Max 180 выпущен в 1991 году, Air Max 93 — в 1993-м. Они оба достигали новых высот в плане воздушной подушки, которая становилась больше и заметнее, чем у предшественников. AM 93 ещё в 90-х неформально прозвали AM 270 — за счёт того, что подушку можно было видеть с трёх сторон. Дизайнеры нынешнего силуэта Air Max 270 даже хотели назвать его Air Max 273, чтобы было меньше путаницы с оригиналом, но всё же отказались от этой идеи.
Как и упомянутые в качестве вдохновения силуэты, Nike Air Max 270 поставил очередной рекорд технологии Air. Высота воздушной подушки стала 32 мм — выше, чем когда-либо ранее. Некоторые думали, что подобного объёма достигнуть невозможно, но проектом руководил Дилан Рааш (Dylan Raasch), именитый креативный директор, который вместе с командой прошёл через множество прототипов и смог реализовать задуманное.
Помимо подошвы, инновации есть и в верхней части — сделанная преимущественно из бесшовной сеточки конструкция напоминает носок, плотно и надёжно облегая стопу. Часть пластиковой вставки от воздушной подушки идёт к заднику, обеспечивая дополнительную стабилизацию.
Air Max 720
Первые лайфстайл-кроссовки Nike с полностью охватывающей стопу подошвой Air Max
Подобная технология использовалась в модели Air Max 97, однако в ней воздушная подушка находится между верхней частью кроссовка и подошвой, не соприкасаясь с землей. В новой модели подушка формирует основу подошвы и является ее основной частью.
В Nike Air Max 720 самая высокая воздушная подушка в истории бренда
Ранее рекорд удерживала модель Nike Air Max 270, в которой высота подушки составляла 32 миллиметра. В Nike Air Max 720 ее высота — 38 миллиметров.
В компании новую подошву называют самой упругой и амортизирующей в истории линейки Air Max. Объем воздуха и 360-градусная форма, по словам Nike, создает ощущения «колыбели» для стопы во время ходьбы в кроссовках.
Подушку кроссовок можно увидеть полностью — все ее элементы выставлены напоказ и не скрываются другими элементами подошвы. Благодаря видимости на 360 градусов по горизонтали и вертикали, получилось название 720.
Разрабатывая дизайн, команда вдохновлялась природными явлениями
В частности, органическим свечением и движением энергии во время различных природных явлений. Это повлияло на варианты расцветок новых кроссовок. Например, представленная модель вдохновлена Северным сиянием, а в других расцветках будут отражаться Млечный путь, потоки лавы, рассвет, закат и другие природные явления.
Новая модель на более, чем 75% создана из переработанных отходов.
Статья была взята на сайте Faces & Laces.
Фрагменты были взяты на сайте Sneakerhead.
https://locals.faceslaces.com/blog/nike-air-max-samaya-polnaya-istoriya-evolyutsii-vidimogo-vozduha/